Мы живем в эпоху перемен, когда насущной задачей стало научить ребенка самостоятельно добывать знания и сохранить его естественный интерес к познанию мира. Естественный интерес к познанию мира — это детская сущность ребенка. Если мы его ничему не будем учить, то он все равно будет это делать: у него есть естественный интерес к познанию мира. Значит, надо дать какие-то инструменты, которые позволяют реализовать это. Количество знаний, информации сейчас безгранично доступно.
Школа в традиционном понимании — это некое пространство, где ученик, подобно игре, проходит некие запланированные уровни, преодолевает их или хотя бы пытается. Это происходит в течение 12 лет, после чего он выходит из этой “ игры”, порой с травматическим опытом, часто не понимая, что он делал все эти 12 лет, чего добился и куда ему дальше идти. А ведь все это время думал, что школа готовит к реальной жизни. В век цифровых технологий дети все еще учатся иерархии, воспринимают идеи подчинения учителю как человеку заведомо умнее его и знающему больше и часто сами не могут объяснить, почему они думают и отвечают так, а не иначе. В этом смысле школа с ее нынешним форматом- это и есть прохождение уровней большой игры: один прошел успешно, другой-похуже,а третий- вообще не смог. Выходит, школа — консервативный институт, отстающий от жизненных реалий на несколько лет, может даже десятилетий. Речь, конечно, о сегодняшней традиционной школе. Она обнажает многие существующие в ней проблемы, показывая несостоятельность учителя, получившего образование в доцифровую эпоху и сегодня обучающего ученика, который часто в информации ориентируется намного лучше его самого. Да и содержание самого образования давно уже поменялось. Учитель должен разрабатывать и реализовывать, организовывать и осуществлять, формировать и мотивировать, оценивать и апробировать. А еще он должен выходить за установленные рамки, работать на опережение, на перспективу. Уже два десятилетия мы говорим о проблемном обучении, критическом мышлении, но большинство учителей не умеют проблематизировать линейное учебное содержание, говоря другими словами, учитель не может составить для детей проблемно-ориентированное задание из любого параграфа учебника. Но сегодня востребовано обучение практико-ориентированного характера, живое, опирающиеся на реальные потребности детей. Большинство учителей не умеет представлять учебное содержание как диалог позиций (в контексте той или иной общественной дискуссии, точки зрения). Они не умеют помещать учебное содержание в контекст жизненных практических задач. И не умеют придумывать задания открытого типа и работать с версиями детей. Это болезненно, это очень серьезный вопрос, требующий обсуждений и решений. Потому что, например, задачи PISA (Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся — тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. ) поставлены вне предметной области, а решаться должны с помощью предметных знаний. Каждое из заданий включает жизненную ситуацию, как правило, близкую к ребенку. Эта ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Решение требуется перевести с обыденного языка на язык предметной области. Не думаю, что многие ученики, привыкшие “ играть в школу”, проходящие заранее запрограммированные уровни подобной “игры”, готовы к этому.
Передовая школа живет не прошлым, а настоящим ребенка, его конкретной, сегодняшней жизнью и при этом устремляется в будущее.
Степень свободы учителя сегодня не ограничена. Мы- свободны, свободны в составлении рабочей программы, разработках своих уроков, проектов, свободны в выборе учебного пространства, в том числе и медиапространства. Свободен и ученик. Он сам выбирает и предметы по выбору, и иностранный язык, который хочет изучать, сам выбирает проекты, предлагает формы занятий, самореализуется и самоутверждается во время смотровых лагерей, смотров, фестивалей, традиционных дней, экскурсий, в своих блогах, социальных сетях и на сайтах школ образовательного комплекса, в своем городе и за пределами Армении, пытаясь поделиться своей жизнью с обретенными или виртуальными друзьями. Школа — это еще и мощная система, где формируется культура общения, личностная самоидентификация, то, что мы называем социализацией. Одним словом, он ЖИВЕТ, живет по-настоящему, а не играет в жизнь. Глупо отрицать ту реальность, в которой живет ребенок 21 века. Воспитание и образование происходят в процессе реальной жизни.
Главная задача нашей школы состоит в том, чтоб подготовить ученика к самостоятельной деятельности, чтобы в жизни он стал успешным человеком. И в этом должна ему помочь успешная школа, в которой и дети, и учителя вместе принимают решения. Часто мы придумываем и разрабатываем проекты, которые на первый взгляд кажутся безумными. И обязательно находится ученик, который предложит нестандартное решение и реальные пути их воплощения. Вот как отвечают ученики старшей школы на вопрос “ Может ли школа подготовить ученика к реальной жизни?”
Аргутян Ани: “ Я считаю, что школа может нас научить таким вещам, с помощью которых мы можем выжить в жизни. Но в большинстве своем школа учит нас таким предметам, которые могут пригодиться нам самое большее в университете или при устройстве на работу. Но школа- это более широкое понятие. Например, в школе не учат, что мы можем столкнуться с предательством, почувствовать жизненный удар и, как нужно выходить из такой ситуации? Ты оказываешься безоружным перед такими ситуациями. Конечно же, этому нас учат друзья, та атмосфера, в которой мы живем, т.е. по сути это школа, ведь большую часть времени мы проводим здесь. К счастью, у каждого из нас был такой учитель, который говорил с нами не только по теме предмета, но и о том, что нас тревожило.
Акопджанян Мане: ” Думаю, что в нашей школе мы учим, что такое чувства, а это немаловажно.”
Саргсян Стелла : “В другой школе, где училась раньше, задавали текст, который мы учили пересказывать, шли на урок и пересказывали. В нашей школе не было еще такого урока, когда бы мы , прочитав текст, не говорили о проблемах общечеловеческого масштаба, т.е. текст дает материал для того, чтобы мы говорили, чувствовали, оценивали поступки героев, сравнивали со своими поступками. Это и есть настоящее образование”.
Вардумян Нане: ”Думаю, что в школе нужен такой предмет, как психология. Думаю, важнее, чтобы ученик знал, как любить, дружить, чем какие-либо правила математики. Ведь много подростков, у которых есть проблемы с друзьями, проблемы в семье”
Аршакян Нарек: ” Школа-это не только учеба. Наша школа учит, как быть ЧЕЛОВЕКОМ. И еще акцент у нас- на самообразование, и это правильно, когда школа направляет, а не дает готовое знание.”
Ребенок в успешной школе радуется каждому новому знанию, новому открытию. Как координатор русской странички школьного сайта mskh.am я много просматриваю подсайты школ образовательного комплекса “ Мхитар Себастаци”, читаю, перевожу. В нашей школе ученик , действительно, живет. Вот он путешествует по Парижу в рамках программы образовательного обмена и рассказывает об этом в классном блоге, вот девятиклассница рассказывает о своих трехдневных ощущениях в Аратесе, вот младшие учащиеся Западной школы представляют результаты дистанционной работы, когда в стране на неделю закрываются школы из-за вируса. И кто сказал, что коронавирус должен остановить образование, выкинуть из учебной жизни ребенка какой-то кусок времени. Нашей авторской программе не страшны вирусы, у нас есть опыт подобной работы. Наши блоги, наш сайт— это те платформы, где и организуется образование. Вот молодой учитель пишет о весенних дворовых работах в Восточной школе, вот учащиеся старшей школы пишут, размышляя, мысли о прочитанной книге, пишут о том, что им особенно близко. Они живут, как живет каждый ученик нашего большого образовательного комплекса, нашей авторской программы, начиная от ребятишек 2-х лет до каждого учителя, педагогического работника- и пульс нашей жизни вы можете услышать-прочитать на школьном сайте, отражающем каждый день, час, каждое событие в нашей активной и интересной жизни..