Блеян Ашот
Ситуация в образовательном комплексе «Мхитар Себастаци» нормальная: не имею в виду существование коронавируса, а — дистанционное обучение онлайн. Просто на этот раз оно длится дольше … И поскольку семьи находятся в заключении, родители с детьми, рядом с ними, образование становится — семейным. Семейное обучение на этом этапе общественной жизни имеет много преимуществ. Родители очень доверяли государству и государственной школе, огородили себя от проблем, связанных с ребенком, от непосредственного участия в образовательном процессе, ответственности, связи поколений, солидарности.
Этот проект семейного воспитания, который мы реализуем в образовательном комплексе — настоящая педагогика, которая развивается, она интересна, и мы пытаемся объединить всех наших учителей с этой педагогикой и сделать ее авторской. Мы констатирировали, что меняется статус ученика-учителя. В семье разновозрастные дети, учителем становится родитель, и это очень хорошо. В Армении существует образовательная цензура, которая очень даже высока, что же мешает родителям реализовать эту цензуру в новом статусе? А на втором плане, уже свои наблюдения, консультирования и поддержку оказывает учитель (это тоже интересно), то есть показывает, что он является специалистом и может предоставить необходимые рекомендации семейной школе.
Семья с ее заботой и неиспользованными возможностями может и должна стать интересной и создать обстановку. Подобно тому, как мы годами создавали интересную бангладешскую среду, так и сейчас каждая себастийская семья должна выполнить эту работу.
Что будет после чрезвычайного положения?
Сегодня семьи много путешествуют. Учащиеся очень часто отсутствуют из-за работы родителей, болезней и т.д. То есть, проблема дистанционного обучения так или иначе возникает в течение учебного года. Что должна делать семья? Либо они должны фальсифицировать медицинские документы, разрешение, либо привлечь родных-знакомых… и так далее. Мы принципиально решили эту проблему. Если тебе нужно пропускать занятия в школе из-за твоих особых потребностей, тебе необходимо перейти в форму дистанционного обучения, которая уже превратилась в семейную школу. Просто сообщаешь об этом. Есть инструменты для дистанционной работы, есть интернет, ты их используешь. Есть сайт образовательного комплекса, есть медиаресурсы, есть медиабиблиотека, есть студенческие блоги, то есть, есть целая медиасреда, которой ты пользуешься, тебе продолжают давать советы в течение одного, двух, трех месяцев.
В образовательном комплексе несколько десяток учеников вообще работают с программой дистанционного обучения. Другими словами, эти виды обучения, соответствующие жизни, уже существуют. И плюс, если берешь домашнее задание, дополнительные возможности работать, повод исчезает: твоя работа — учеба, это твой успех, твои достижения и твой вклад. Это была естественная ситуация для нас.
Сейчас, когда семья заточена, нравится вам это или нет, дети с двухлетнего возраста до студентов колледжей и университетов — ученики, а родители, бабушки и дедушки, тети и дяди должны создать единую образовательную среду. Это не означает внедрение физической школы в семью. И без того ученик не был в восторге от этого, что сейчас заставлять это делать? Коронавируса и так хватает, сейчас еще и это вмешательство?
Видите, в республике по инерции пошли этим путем: расписание занятий, электронный журнал, правда, имя — электронное, но это вмешательство физической среды, это вторжение в семью. В то время как семейное дистанционное обучение должно было иметь другое развитие: ребенок не должен был смотреть на часы, ребенок должен был учиться тогда, когда ему это было удобно. Конечно, это сложно. Если бы это было легко, мы бы не трудились в течение тридцати лет … Без того, чтобы менять учителя, менять отношения, педагогику, как таковую, конечно, снова должно было быть общее расписание, один учитель, ученик должен просыпаться, садиться … И здесь снова ложь — ребенок спит, а обучение продолжается․․․
Правда, все произошло быстро, наверное более лучшей организации сложно было бы придумать, но на будущее, в качестве развития, мы должны взять на заметку то, что школы должны получать, иметь эту свободу, независимость, автономию, эту креативность, самое главное — учитель должен владеть инструментами, для него должно быть все равно где их применять – в физической среде, в семье, во время путешествий … обучение продолжается. Обучение должно быть непрерывным, и учитель должен владеть этими инструментами.
Семейные проекты, знакомство друг с другом, передача жизненного опыта, семья это требует, у него есть этот жизненный опыт, в противном случае, ты не используешь возможности семейной школы, этих участников, и привносишь что-то другое.
С 23-27-ое марта у нас были классические весенние каникулы, потому что наши ученики нормально работали со своим учебным календарем. Наступили каникулы, это право ученика, использовать это время для дополнительного образования, самообразования, учиться. Это уже не государственная программа. Это индивидуумы, и каждый имеет право иметь свою собственную программу, создавать траекторию, иметь разные интересы, разные планы.
Пять дней школьных каникул мы превратили, как это было в нашем календаре, в педагогическую школу, когда учителя начинают осваивать другие инструменты по мере того, как период дистанционного семейного обучения удлиняется, развиваются информационные технологии, и учителя начинают усваивать новое, передавать и учить друг друга. И родители-себастийцы проводили онлайн-занятия в группах։ они тоже изучают новые инструменты, потому что не все знают их, не каждого ученик может научить ими пользоваться.
Республиканские учителя, которые не знают что-то, должны учиться, и было бы хорошо, если бы главной заботой Министерства образования, науки и спорта был бы именно учитель, его обучение. Вы говорили об отсутствии инструментов, подарите всем учителям планшеты, интернет, создайте программы, чтобы быстро учились, выступали с инициативой.
Было бы хорошо этим способом учителей сделать специалистами, консультантами, чтобы этими инструментами они могли быть полезны семейной школе. Потом и их дети будут учить, те, кто энергичны, научатся быстрее. Это путь — учиться. Но вы хотите это обойти․․․ Поставить телевизор, привести каких-то людей, составить расписание занятий и сказать, сиди дома в 08:30 уроки? … Так не может быть ․․․ Там нет педагогики и не может быть развития.
Мир изменится, если мы изменимся. Забудем мир, давайте возьмем маленький кусочек мира — Армению. То, что произошло вокруг нас, показывает наши пробелы в образовании. Коронавирус сказал: «Вы не готовы действовать в чрезвычайной ситуации, вы не мобильны, ваши школы не мобильны, вы продолжаете цепляться за здание, то есть — столы должны быть выстроены в ряд, должен быть стул, должна быть доска, вы должны стоять в центре… Чем вас дом не устраивает, когда есть этот так называемый интернет, то есть постоянное соединение, когда вы можете быть в постоянном контакте с ребенком? Почему вы используете это в своей жизни, но как только приходит очередь образовательной работы, вы запутываетесь?
Cейчас ученик в заточении. Потом ребенок снова придет утром, но вы должны изменить его физическую среду. Вы уже увидели, что эта физическая среда, общее образование, не для него, чтобы взять его и посадить в три ряда и самому встать в центр, общеобразовательные проблемы – они иные, там важно общение, развитие вкуса, гимнастика, те же игры, родинознание. Это общеобразовательное общество создано таким образом, чтобы в этом обществе ребенок рос в свободной дискуссии, учился, учился сначала у друзей. Педагогика — это общение между разновозрастными учениками и учителями с богатым жизненным опытом. Потом он пойдет домой и продемонстрирует свою индивидуальность дома. Назовем это дополнительным образованием, потому что люди разные в своих планах, и это следует учитывать. Не то, что в сегодняшней школе։ этот предмет важен, снова самое важное — математика, а затем, скажем — иностранный язык … есть стандарты для всех детей, что и когда они должны знать… независимо от того, от кого они рождены, с какими трудностями они столкнулись в процессе развития. Это позор. Там есть все кроме педагогики, кроме ребенка как уникума, помимо учета особенностей, помимо интереса, желания учиться, которое вы должны передать посредством образования. Не будем забывать, что образование является непрерывным, оно для всей жизни, школа передает человеку навыки, способности, среду, компанию, вот такие вещи, а все остальное в конкретной реальности он должен взять и возьмет.
Образовательная деятельность ребенка, вовлеченного в наше семейное образование, состоит из четырех компонентов. Первый — проекты образовательного комплекса, то есть, те проекты, которые могут быть общими, например, праздник Пасха, который станет полноценным семейным праздником. Нужно отметить, ведь это ритуал, не так ли? Нужно готовиться… Есть же там обучение музыке, ритуалу, декорации, кухне и многому другому? Представьте, вся семья начинает готовиться. Человеческая жизнь — сетевая, цифровая. Мы убедились, что владение цифровым миром может сделать жизнь более безопасной и жизнеобеспеченной, начиная с онлайн-заказов и заканчивая многими другими вещами. Жизнь этому нас очень быстро научила и учит, и таким же образом и дети могли научить своих родителей. Ведь стоило, да, включить эти вещи в сегодняшние программы семейного образования, чтобы это новое поколение было полным и полноценным, чтобы оно заставило изменить все в государственной жизни? В этом случае мы бы привнесли эту сетевую организацию в общественную жизнь, и точно вышли бы победителями. Мы бы потратили мало средств и внесли бы новые коррективы в нашу жизнь.
Следующее – онлайн-вторжения учителя. Можно привести одного известного профессора – Давида Гюрджиняна, моего очень любимого друга, и он будет говорить серьезно; ребенок не будет слушать, не потому, что он не говорит интересно, а потому, что у них нет этой человеческой эмоциональной связи. Сегодня я наблюдал, как мой сын Дэвид внимательно и с интересом слушал своего учителя по предмету ,, Родинознание,, — Сону, подключившуюся по видеозвонку. В процессе он спорил, радуясь: ,,Товарищ Сона, это не так, это так ․․․ ,, Он в процессе коммуникации со своим учителем. И эти видеоролики, занятия, уроки учитель должен уметь создавать сам. Очарование цифровых технологий в том, что вы можете создавать самостоятельно. Пусть специалисты помогут учителю улучшить эти материалы, но это его работа, педагогика, именно разговор его интересен, его репутация, сложившаяся у ребенка, и это хорошо. То есть, что, вы говорите тем тридцати тысячам учителей идти домой, я ставлю телевизор и заменяю тебя, всех вас, этим телевизором и десятком людей?
Другое направление — семейные проекты, потому что каждая семья конкретна своим количеством, составом и работой. Наш сайт полон такими материалами. Одна фотография, и дед рассказывает кто на этой фотографии изображен, какие там есть связи – это его дед, дяди… и один планшет в руках 4-5-и классника, заснявшего эту запиь, создаст историю одной семьи. Стало ли это теперь обществознанием, стало историей, его жизнью, родиной? Я знаю этот путь.
Все, что я говорю направлено на то, чтобы наша общественная, государственная, семейная, личная жизнь, благодаря этой цифровой организации, не отдаляла нас друг от друга, а наоборот, создала этот новый мир, чтобы мы увидели его изменившимся. Этот вирус поразил школы, высокие стены детских колоний, и они рухнули на наших глазах.
Будем мы создавать это открытое, свободное распространение с поменявшимся учителем? Не учителя нужно оставлять в стороне, а наоборот — давайте привлечем его и создадим это новое общее образование, обязательно сетевое, в привлекательной физической среде, потому что это жизнь ребенка … А то получится, что мы и не поняли, что случилось.
Cсылка на разговор 1in.am — Кнарик Нерсисян
Перевод на русский язык Аветисян Ани