Акопян Жанна
Недавно у нас прошли курсы повышения для аттестации учителей. Я вела эти курсы для учителей русского языка из других школ, все эти школы были традиционными. Для меня каждый раз такие курсы, семинары, форумы- повод проанализировать и сравнить те процессы, которые имеют место в сфере образования, понять происходящие в ней изменения, упущения, недочеты. Думаю, многие мои коллеги согласятся, что сегодня нам есть, о чем подумать. Высокая скорость технического развития мира заставляет системы образования готовить учеников для жизни и работы в том обществе, которое сегодня фактически еще не существует. Можно представить, каким уровнем подготовки должен обладать сегодняшний учитель, работающий, практикующий, каждый день общающийся с представителями нового поколения, который должен научить ребенка быть готовым в будущем дать ответ на большие вызовы развития мирового сообщества, учитель мобильный, быстро ориентирующийся и способный перестраиваться. А как это обстоит на деле?
Современные дети знают мир уже с интернетом, смартфоном и приложениями для игр, а образование всё ещё ориентировано на старые реалии, которые понятны и любимы учителю, получившему образование 2-3 десятка лет назад. Для наших детей неактуально изучать то, что изучали мы, учителя среднего возраста. Вот тут и возникает конфликт: чему мы должны учить в меняющемся мире и сложных обстоятельствах – всё это непонятно, на эти самые главные вопросы нет для многих учителей внятного ответа.
У меня есть ученики дистанционной формы обучения, и я им задала такой вопрос: «В состоянии ли школа подготовить школьников к реальной жизни?» Было много интересных мыслей, суждений, идей. Мне они были интересны еще и тем, что подтвердили актуальность тех вопросов, которые появились после встречи с учителями традиционных школ.
Учащийся 11-го класса дистанционной формы обученияОганесян Ашот, анализируя сегодняшнее состояние школы в целом, пишет: ” Времена меняются, а образование в странах СНГ остается все тем же, советским. В середине 20-ого века главной задачей образования являлось подготовить большое количество работников для заводов, для ежедневной работы, и с этой задачей советская система образования справлялась на “ура”. Но со временем меняется мышление людей, меняется объем информации, который может воспринимать современный человек. Исходя из вышеперечисленных фактов, нынешняя система образования определенно требует немалых перемен”.
Проводя параллели, он обращает внимание на то, что советская школа очень похожа на работу того же завода. Ученики собираются в классах, все они одного возраста, продолжительность занятий 40-45 минут, а по окончании урока звенит звонок, объявляя о завершении занятий. По окончании 12 класса тебе дают диплом и говорят, что без этой бумаги нельзя устроиться на работу. А для получения специальности нужно еще несколько лет «проявить себя» в ВУЗе. Далее он приводит пример ребенка, который ходит в первый класс. “Ребенок, как чистый холст, на котором на протяжении 12 лет пишут картину учителя. Только картина в любом случае у всех одна и та же, нет никакой индивидуальности ни к одному холсту. Как будто для всех холстов есть один шаблон, и он должен подходить для всех , до единого ученика. Как деталь в большом механизме.
Мысли ученика, который учится сейчас, сегодня, и эти мысли заставляют глубоко задуматься. И сразу слышишь возгласы учителей, которые восхищены свободой, которую дает авторская программа, но которые задаются вопросом “ а как же государственная программа?” Какая? Чья? Кем составленная? Любой думающий человек, который посмотрит на стандарты, предлагающие всем изучать одну программу из множества существующих, поймет, что это безумие, несоответствующее времени: в цифровую эпоху невозможно всем проходить одну и ту же программу с фиксированным содержанием. В то время, когда может разрабатываться масса программ, методик, учебников, пособий, учебных материалов, проектов, подходов практикующими учителями, от них требуют подготовки к проверочным и тематическим работам, в которых учащиеся стандартно выполняют одни и те же задания, в которых напрочь отсутствует творческое начало, проявление индивидуального, самовыражения.
Таким образом, нынешняя система убивает индивидуальность детей и якобы готовит их к обществу, которое, увы, не такое, как раньше. Система среднего образования заставляет учителей манипулировать, а учеников делать вид, что они учатся. Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что, отучась в школе 12 лет, из нашей головы улетучивается все, что не применяется в жизни. И получается, что время обучения потрачено впустую.
Считается, что человек с детства учится необходимым в жизни навыкам и знаниям. Например, чтобы потом хорошо зарабатывать и быть в жизни успешным. Но на деле получается все наоборот. Мы учимся в школе и университете, чтобы хорошо зарабатывать, но ничему приносящему деньги ни в школе, ни в университете не учат. Учеников учат, как вычислять интегралы, учат закону Ома, но почему не учат тому, что действительно важно?
Полностью забыт вопрос мотивации, никто не объясняет применяемость того или иного предмета в реальной жизни. И ученики, достигшие определенного склада ума, задаются вопросом: а применимо ли это в жизни, или поток этой информации просто заполняет мозг? Я потратил время на знания, которые скоро забуду, а конкретные навыки, не освоил ни на чуть-чуть. Я столько всего знаю, но это совсем неважно в мире, который успел измениться с момента написания скучных учебников.
При условии стремительной автоматизации большинства профессий, современному обществу нужны люди, которые имеют способность мыслить. Нынче миру нужны некие «генераторы идей». Стив Джобс говорил: «Когда у меня не хватало денег, я не принимался работать усерднее. Я просто начинал думать, ведь самый дорогой товар — это идея». А учителя? Как часто появляются у учителей новые идеи? Все ли мы находимся в творческих поисках? Читаем профессиональную литературу? Участвуем в обсуждениях? Ведь нельзя выучиться один раз и на всю жизнь.
Одно из решений данной проблемы я нахожу в самообразовании. Есть уйма книг по саморазвитию, по различным темам, касающихся нашего общества, которые помогут понять лучше себя самого и окружающих, в том числе и своих учеников, новое поколение.
Учителя должны выявлять скрытые таланты и возможности ученика и пытаться направить его в правильное русло. Воспринимать данную задачу как главную в их профессии. Да, естественно, такая работа потребует больших усилий. Времени у педагогов катастрофически не хватает, они живут в постоянной спешке, написании тематических планов, отчетах и школьных мероприятиях, и на продуктивное педагогическое творчество у них остается все меньше и меньше времени. У педагогов остается мало времени на рефлексию своей практики, придумывание нового «не по плану», а потому что это придумывание является внутренней необходимостью. Мы, учителя авторской педагогики, можем пользоваться разными учебниками или вообще обходиться без них. Программу мы создали сами, темп прохождения и последовательность изучения тем устанавливаем сами, реализуя вариативные подходы и технологии. Мы реально стараемся приблизить содержание нашего обучения к интересам и потребностям сегодняшнего учащегося. И во время проводимых мною курсов повышения я призывала учителей делать то же самое.
Объем реально усваиваемых знаний, который сейчас дают в школе, при нормальной организации учебного процесса требует гораздо меньше времени, чем тратится сейчас. Фактически, возможно глобально изменить структуру и освободить время для качественно иного взаимодействия в учебном пространстве. Там будет место эмоциям, дискуссиям, командной работе, развитию критического мышления, совместному творчеству, применению знания на практике, проектной работе и прочим вещам. Будет пространство для реализации индивидуальных потребностей и интересов. Вот на это и нужно обращать внимание при внесении изменений в предметные программы.
Тот же ученик, Оганесян Ашот пишет: “Скорее всего, наше поколение не увидит таких глобальных изменений в системе, но я искренне надеюсь, что когда-нибудь кто-то да возьмет и поменяет все с целью улучшения качества образования и заложения фундамента для лучшего будущего страны, ведь только толковые люди, которых ценит государство, смогут поднять его на ноги.”
Мне повезло, что моя авторская программа не заставляет меня делать уроки строго по плану. Когда в мире происходят важные и значительные события, у меня есть желание обсудить их с подрастающим поколением, прийти к каким-то выводам, попытаться ответить на вопросы так, чтобы детям стало чуточку яснее, как устроено то, в чём им предстоит жить. Хотелось бы, чтобы мое желание разделяли все учителя. Учись, учитель!