Григорян Нонна
Как библиотекарь постоянно нахожусь в состоянии поиска ответов на вопросы сегодняшнего дня: как обустроить библиотеку, что интересует читателя, каким должно быть пространство школьной библиотеки, и на многие другие вновь и вновь рождающиеся вопросы. Конечно, все мы понимаем, что сегодняшний читатель (ищущий информацию) очень отличается от вчерашнего. У него самого — большой багаж знаний, у него техника в руках вместе с wifi… Таким образом, я наткнулась на статью «Новая Зеландия: Прислушаемся к идеям учеников. Дизайн помещений — вместе с ними, и не только для них». Исследование 2011 г. было направлено на изучение опыта детей 9-13 лет в использовании публичных библиотек Окленда. Оно позволило определить, какие библиотечные услуги и пространства дети ценят больше всего. Они рекомендуют библиотеке иметь:
- много окон,
- зоны чтения вне привычных в библиотеке областей чтения,
- доступ к пище и питью,
- тихие и «нетихие» пространства,
- пространства для выполнения домашних заданий,
- пространства компьютерных технологий.
В нашей школе все идет в ногу со временем. Я бы сказала, все пункты соблюдены. И все же: с кем мы имеем дело? Что за дети такие, которых не устраивает наша традицонная библиотека. Я ловлю себя на мысли, что видно я плохо знаю современного человека.
Однажды, случайно (а, может, не случайно), я увидела телепередачу Владимира Познера : «Интервью с Людмилой Улицкой. Ее слова меня заинтересовали. И, поскольку слушала передачу не с начала, нашла в Youtube запись, поинтересовалась в интернете , кто она такая, Людмила Улицкая. Русский писатель, биолог. Она считает, что у человека возрастает степень свободы. По словам Улицкой, мы живые и меняющиеся существа, причем меняемся очень быстро. Меняется структура головного мозга. Сейчас дети рождаются уже биологически другими. Почему мы взрослые иногда не можем смотреть некоторые современные мультики? Да потому что детская сетчатка глаз другая, и скорость восприятия изменилась. В последние 50 лет грандиозным образом человек изменился. Антропологи (антрополо́гия — совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах) считают, что человечество как вид,находится в состоянии рывка или накануне этого. А вот насчет качества? По –мнению Л.Улицкой, происходит качественное изменение.
Это высказывание радует. В процессе цивилизации свобода растет? Что дает свобода личности? Как работать с новым поколением? И тут судьба преподносит мне еще одну статью. Я знакомлюсь с Александром Ниллом Сазерлендом. Нилл Александр Сазерленд (Neill Alexander Sutherland, 1883-1973) — шотландский либеральный педагог, сторонник освобождения детей, основатель школы Саммерхилл. С самого начала своей деятельности в обычной школе он разочаровывается в традиционных методах воспитания, которые прививают детей быть кроткими и скромными. Сам он стремился к тому, чтобы «формировать умы (детей) таким образом, чтобы они подвергали сомнению, разрушали и строили заново».
Нилл организовал собственную школу Саммерхилл (сначала в 1921 г. в окрестностях Дрездена в Германии, затем перебравшись в Англию), в которой присутствие детей на занятиях было добровольным. Опыт школы Саммерхилл показал, что освобожденные от принуждения традиционной школы, ученики позитивно реагируют на процесс обучения благодаря собственной положительной мотивации. В книге «Саммерхилл-воспитание свободой— семь частей, и название каждой главы, мне кажется, является вопросом, которым интересуется каждый родитель (тем более педагог в школе). Я приведу несколько цитат из книги.
«Очевидно, что школа, которая заставляет детей, активных по своей природе, все время сидеть за партами, изучая по большей части бесполезные предметы, — это плохая школа. Она хороша лишь для тех, кто верит именно в такую школу, для людей, которые лишены творческой жилки, стремящихся и детей привести не к творчеству, а к послушанию, к полному соответствию цивилизации, где единственный критерий успеха — деньги.»
«Я полагаю, что ребенок внутренне мудр и реалистичен. Если его оставить в покое, без всяких внушений со стороны взрослых, он сам разовьется настолько, насколько способен развиться.»
«Если дети свободны, на них не так-то легко повлиять, и причина — в отсутствии страха. Что и говорить, отсутствие страха — самое прекрасное, что может быть в жизни ребенка.»
«Задача ребенка состоит в том, чтобы прожить свою собственную жизнь, а не ту, которую выбрали ему беспокойные родители. Разумеется, и не ту, которая соответствовала бы целям педагога, полагающего, что уж он-то знает, как лучше. Вмешательство и руководство со стороны взрослых превращают детей в роботов. »
«Цель жизни состоит в том, чтобы найти свое счастье и, следовательно, найти свой интерес в жизни.»
В главе «Цензура» Александр Нилл пишет: «Насколько позволительно подвергать цензуре чтение ребенка?»
«Книги — наименее важный инструмент школы. Все, что действительно нужно каждому ребенку, — это чтение, письмо и арифметика, а остальное надо предоставить инструментам и глине, спорту и театру, краскам и свободе.»
«Цензура бессильна в том смысле, что она никого ни от чего не защищает.»
«Если мы освобождаем ребенка от невежества в отношении секса, мы делаем любую книгу безопасной. Я категорически против цензуры книг в любом возрасте.»
«Творческие люди изучают то, что хотят знать, чтобы обрести орудия, которых требуют их индивидуальность и талант. Нам никогда не узнать, сколько творчества убивается в школьных классах из-за того, что школа придает такое значение учебе.»
Эти слова человека, в те годы еще не знающего ничего об интернете. И нам, воспитывающих и обучающих новое поколение, стоит к ним прислушаться и задуматься.